Сегодня выбор головных уборов как для женского, так и для мужского гардероба впечатляет. От шляп трилби до лыжных шапок, от ушанок до панам, от картузов до бейсболок - дизайнеры предлагают десятки аксессуаров на любой вкус. Сложно поверить, что так было не всегда, и долгое время фасон головного убора диктовала не только переменчивая мода, но и социальный статус, и материальное положение. Уверены, вам будет интересно узнать больше об истории шапок, шляп, платков - словом, всего что формирует наш стиль даже сегодня.
Назвать точную дату или период головных уборов сегодня крайне сложно. Историки моды предполагают, что в первобытном обществе для защиты от ветра, дождя и солнечных лучей использовали крупные листья деревьев или небольшие кусочки шкур.
Первые представления о головном уборе как таковом появились в Древней Греции. Более того, у греков уже было из чего выбрать. В 8 веке до нашей эры здесь был распространен пилеус или пилос - войлочная шапка в виде конуса. Позже появилась ее разновидность - бронзовые шлемы, которые иногда укрепляли нащечниками и украшали султанами из перьев. Альтернативой пилеусу стал петасос - шляпа с чуть загнутыми широкими полями, низкой тульей в мужской версии и высокой у женского аксессуара. Правда, носили ее в основном охотники, путешественники и сельские жители - горожане относились к этому головному убору довольно скептически.
В Древнем Египте шляпами не увлекались: знать носила немес - полотняный полосатый платок, в котором цвет полос символизировал социальный статус. Знаменитые синие с золотым немесы могли надевать только фараоны - остальные египтяне носили бело-коричневые платки, а рабы и вовсе зачастую могли покрыть голову только париком
Раннее Средневековье можно смело назвать эпохой капюшонов: этот головной убор долгое время носили все независимо от пола и возраста. При этом женщины покрывали голову днем, находясь на людях - в Европе этот обычай просуществовал не одно столетие.
Именно поэтому история женских головных уборов и дала толчок к поиску новых вариантов аксессуара. Долгое время дамы прятали волосы под повязками или небольшими шляпками, однако уже в 14 веке в моду вошли геннины - высокие остроконечные колпаки, которые украшали вуалью, цветами и драгоценными камнями. Размер геннина определял и статус красавицы: историки утверждают, что Изабелла Баварская, придумавшая этот колпак в 1395 году, надевала головной убор такой высоты, что в замке пришлось увеличивать дверные проемы.
Этот головной убор просуществовал примерно столетие, причем позже остроконечный верх сменили объемные валики в форме полумесяца. Однако модницам все же надоело так нагружать голову и плечи и заходить в дверь в наклоне - и геннин уступил место парикам. Вот тогда свою фантазию проявили и кавалеры, и дамы: при дворе носили парики самой разной высоты и сложности, напудренные и завитые, украшенные шляпками с перьями, жемчугом и даже фруктами. Чем «богаче» был такой головной убор, тем выше было социальное положение владельца.
Что касается людей, не принадлежащих к знати, в их распоряжении оказались шапки и береты из разных видов ткани. Более того, их головные уборы опять же определяли род деятельности обладателя: богословы и ученые надевали маленькие квадратные шапочки черного цвета, нотариусы - головные уборы из меха бобра.
Этот период отмечен и развитием моды на головные уборы и на территории Руси. Уже тогда появились тафьи и колпаки для знати, войлочные крестьянские шапки и мурмолки - шапки с круглым околышем из меха и тульей из парчи или бархата. Что касается представительниц прекрасного пола, то незамужние девушки ходили простоволосыми или покрывали голову косынкой, а уже после смены семейного положения могли позволить себе пошиковать - и наряжались в кокошники, кики и сороки.
Начиная с 16 века, вид головных уборов претерпевает изменения. В этот период в женскую моду входят чепцы и шляпы, уже более напоминающие нынешние варианты. Чепец стал обязательным атрибутом домашнего наряда замужних дам, а вот выходы в свет обставлялись с шиком - шляпы стали символом богатства и вкуса, украшались пышным плюмажем из перьев, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями.
Впрочем, не отставали и мужчины: именно тогда стали популярны шляпы из фетра. Однако широкие поля, которые были обязательным атрибутом в то время, были удобны далеко не всем: так возникла традиция подкалывать их с двух, а затем и трех сторон, что и привело к появлению знаменитой треуголки.
Во второй половине XVIII и начале XIX века шляпы переживают пик популярности. Их носят все без исключения, а вариантов становится все больше. Котелки, капоры, соломенные шляпы, высокие шляпы, шляпы с плоской тульей с лентами (мантоньерками) из кружев и шелка - уже во второй половине XIX века шляпное искусство достигает вершин. Кстати, именно в то время мужчины стали носить и складные цилиндры, изобретенные французским шляпником Антуаном Жибюсом в 1835 году.
До начала Первой мировой войны мужчины по-прежнему с удовольствием носили котелки, цилиндры и канотье, а женские шляпы представляли собой невероятно эффектные аксессуары - с полями, которые загибались вверх и украшались букетами цветов, перьями и шелковыми лентами.
Первая мировая война и последовавшая за ней революция внесли серьезные изменения в моду - особенно женскую. Дамы стали носить более скромные головные уборы, забыв о пышности и роскошной отделке, да и эмансипация сделала свое дело, призвав женщин к более строгому и серьезному виду. Впрочем, без кокетства не обошлось: именно тогда появился клош - шляпа в форме колокольчика с маленькими, направленными вниз полями. Позже модницы примерили шляпки-таблетки и вязаные головные уборы. Что касается вязаных моделей, то в использовании материалов себя не ограничивали - в ход шли шерсть, солома и даже конский волос.
Что касается представителей сильного пола, то они хранят верность цилиндрам и котелкам, которые начали уступать место другим шляпам. Постепенно мужчины берут на вооружение фасоны «федора» и «порк пай», которые были популярны у женщин, примеряют модели «хомбург» и «трилби».
Менее состоятельные горожане тогда же переходят на кепки- восьмиклинки, а в России небывалую популярность обрели картузы, которые практически все мужчины независимо от возраста.
После Второй мировой войны уставшие от скудости тяжелых лет дамы снова возвращают в моду кокетство и женственность. Шляпы стали женственными и миниатюрными - с полями, которые скорее выгодно подчеркивали красоту лица, чем защищали от дождя и ветра. Тогда же в моду возвращаются широкополые шляпы и «таблетки» с вуалью, которые в 70х сменяются платками и беретами. Капоры, бейсболки, меховые и вязаные шапки - сегодня женские головные уборы весьма практичны, но при этом успешно отражают актуальные тренды.
Мужская мода за полвека пережила не меньше изменений - головные уборы, которые подчеркивали социальный статус и достаток владельца, постепенно ушли в прошлое. Еще лет 30-40 назад мужчины с удовольствием носили шляпы, однако затем их сменили кепи, ушанки, бейсболки, панамы и вязаные модели. Впрочем, сегодня тренды возвращаются, и стильные представители сильного пола с удовольствием дополняют актуальные образы шляпами «трилби», картузами и кепками «гаврош».
Мода циклична, и история головных уборов подтверждает это снова и снова. Не исключено, что девушки скоро опять примерят вуаль, а мужчины вернутся к складным цилиндрам - так что будем готовы ко всему!